ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа является основным документом
научной, технической, инновационной и образовательной деятельности
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института
физического материаловедения Сибирского отделения Российской академии
наук, с учетом социально-экономического развития Республики Бурятия.
Институт создан постановлением Президиума Российской
академии наук от 31 мая 2011 г. № 123, путем выделения из состава
Учреждения Российской академии наук Бурятского научного центра
Сибирского отделения РАН Отдела физических проблем и созданием на его
основе научной организации – Учреждения Российской академии наук
Института физического материаловедения Сибирского отделения РАН.
Постановлением Президиума РАН № 262 от 13 декабря 2011
г. изменен тип и название Института на Федеральное государственное
бюджетное учреждение науки Институт физического материаловедения
Сибирского отделения Российской академии наук (далее – Институт).
Институт прошел государственную регистрацию и внесен в Единый
государственный реестр юридических лиц и начал самостоятельную научную,
хозяйственную и финансовую деятельность с 29.12.2011 г.
Основная цель Института
состоит в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в
области физического материаловедения и смежных областях.
Основными направлениями научной деятельности Института являются:
- новые функциональные материалы и покрытия, новые технологии их получения;
- радиофизические методы диагностики природных и искусственных материалов и сред.
Основные виды деятельности:
- Совершенствование структуры и тематики исследований в
соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и
техники в Российской Федерации и государственной программой
фундаментальных научных исследований.
- Научно-методическое взаимодействие с Отделением физических наук РАН, Объединенным ученым советом СО РАН по физическим наукам.
- Расширение связей с институтами физико-технического профиля СО РАН и РАН.
- Укрепление материальной состоятельности, планирование полноты и достаточности финансовых доходов лабораторий.
- Наличие ясной перспективы у молодых ученых, обеспечение жильем
(покупка квартир, сертификаты, строительство служебного и доступного
жилья).
- Взаимодействие с крупными корпорациями, промышленными компаниями, укрупнение сотрудничества с промышленными предприятиями.
- Развитие экспертных функций по координации внедрений в регионе.
- Участие в государственных технологических платформах, в федеральных программах и программах РАН.
- Оснащение современными приборами и оборудованием.
- Развитие партнерства с организациями малого и среднего высокотехнологичного бизнеса.
- Создание хозяйственных обществ.
- Взаимодействие с университетами, омоложение и ротация научных кадров, проведение совместных научных семинаров.
- Вовлечение талантливой молодежи в инновационное предпринимательство.
- Приглашение крупных ведущих ученых с постановочными научными докладами.
- Становление научных школ, получение научных результатов мирового уровня.
- Рациональное сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования и увеличение доли привлеченных средств.
- Распределение и закрепление обязанностей членов Ученого совета,
создание комиссий (приборных, международных связей, котировочных,
кадровой и социальной направленности).
- Выделение научных направлений на стыке наук и организация междисциплинарных, партнерских и совместных исследований.
Нормативные документы, составляющие правовую основу программы развития Института:
- Указ Президента Российской федерации от 07.07.2011 г. № 899 «Об
утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий
Российской Федерации».
- Программа фундаментальных научных исследований государственных
академий наук на 2008-2012 годы, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. № 233-р.
- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены
президентом Российской Федерации 11.01.2012 г. № Пр-83/16.
- Проект Концепции развития РАН до 2025 года.
- Постановление Президиума РАН «О реорганизации Учреждения
Российской академии наук Бурятского научного центра Сибирского отделения
РАН (представление Отделения)» от 31.05.2011 г. № 123.
- Концепция развития СО РАН до 2025 года.
- Соглашение между Сибирским отделением РАН и Правительством Республики Бурятия от 28.04.2008 г.
- Соглашение «О сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Администрацией Томской области» от 08.10.2008 г. № 77;
- Программа сотрудничества Учреждения Российской академии наук
Томского научного центра Сибирского отделения РАН с Учреждением
Российской академии наук Бурятским научным центром Сибирского отделения
РАН в области фундаментальных исследований и инновационной деятельности.
- Устав Института с изменениями и дополнениями, утвержденный 19.12.2011 г.
- Постановление Президиума Сибирского отделения РАН «О
реорганизации Учреждения Российской академии наук Бурятского научного
центра Сибирского отделения РАН от 29.06.2011 г. № 262.
- Постановление Президиума Сибирского отделения РАН «О показателях
финансирования Сибирского отделения Российской академии наук и размерах
первоначальной субсидии учреждений на 2012 год» от 29.12.2011 г. № 587.
- Лицензия серия АА № 003400 регистрационный номер 3397 от
26.05.2010 г. на право осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам (аспирантура): радиофизика, физическая
электроника, физика конденсированного состояния, теплофизика и
теоретическая теплотехника, математическое моделирование, численные
методы и комплексы программ.
- Постановление Президиума РАН «Об утверждении положения о
Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций
Российской академии наук и Методики оценки результативности деятельности
научных организаций Российской академии наук» от 12.10.2010 г. № 201.
- Постановление Президиума РАН «Об утверждении Порядка
формирования и финансового обеспечения выполнения подведомственными
Российской академии наук федеральными государственными бюджетными
учреждениями науки государственного задания (планов
научно-исследовательских работ) на 2012 год» от 27.12.2011 г. № 311.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке
осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и
полномочий учредителя федерального государственного учреждения» от
26.07. 2010 г. № 537.
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об оценке
результативности деятельности научных организаций, выполняющих
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические
работы гражданского назначения» от 8 апреля 2009 г. № 312.
- Решение от 30.01.2012 г. Протокол №1. Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям. Порядок формирования перечня
пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от
22.02.2012 г. Протокол №6-АК.
Содержание и приоритеты программы развития Института
ориентированы на направления и объекты оценки, обусловленные
постановлением Президиума РАН «Об утверждении положения о Комиссии по
оценке результативности деятельности научных организаций Российской
академии наук и Методики оценки результативности деятельности научных
организаций Российской академии наук» от 12.10.2010 г. № 201.
Обоснованность эффективной деятельности Института определяется
исходя из конкретных показателей оценки, представленных в Приложениях к
постановлению Президиума РАН № 201, как необходимых и достаточных
условий научной организации–лидера.
Объекты оценки:
- Научные направления, являющиеся государственным приоритетом,
научные направления, определённые уставом научной организации,
инициативные научные направления, не предусмотренные уставом научной
организации.
- Общая характеристика научного потенциала, научного потенциала по
научным направлениям (по каждому научному направлению отдельно),
научные школы, публикационная активность, объекты интеллектуальной
собственности.
- Участие в международном, национальном, региональном научно-техническом сотрудничестве, интеграция науки и образования.
- Экспертиза проектов государственных решений, проектов федеральных и региональных целевых программ, экспертиза научных проектов.
- Использование инновационных технологий, взаимодействие с реальным сектором экономики, инновационная инфраструктура.
- Общая характеристика кадрового потенциала, подготовка научных
кадров высшей квалификации, условия и организация труда,
удовлетворённость работников условиями работы.
- Обеспеченность научным оборудованием и необходимыми условиями
научной работы, наличие уникальных научных объектов и центров
коллективного пользования.
- Доходы научной организации, расходы научной организации, структура внутренних затрат на исследования и разработки.
Научные организации подведомственные РАН приступили к
исполнению распоряжения Президиума РАН от 8 ноября 2011 г. № 10109-1013
«О введении первой очереди автоматизированной системы учёта результатов
интеллектуальной деятельности Российской академии наук в
опытно-промышленную эксплуатацию».
Введена в опытно-промышленную эксплуатацию с 03 октября
2011 г. автоматизированная система учета результатов интеллектуальной
деятельности Российской академии наук (АСУ РИД РАН) и организация
процесса оценки результативности деятельности научных организаций РАН на
основе современных информационных технологий.
Институт представлен Президиумом СО РАН в сводный
список референтских групп научных организаций РАН - «специализированные
физические институты», оцениваемых начиная с 2012 года.
Отсюда подход представления программы видится с позиции
направлений, объектов и показателей неизбежной предстоящей оценки
индикаторов результативности деятельности научных организаций Российской
академии наук. Поэтому программа начального развития Института должна в
полной мере отражать ту деятельность, которая будет определять
прогнозируемый уровень развития - отнесение Института к первой категории
– научные организации-лидеры.