logo

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт физического материаловедения

Сибирского отделения Российской академии наук
►►► Инфо +  

Стратегическая сессия «Национальный проект НАУКА: механизмы, инструменты, реализация»

23-24 января 2019г. в Новосибирском Академгородке состоялась стратегическая сессия СО РАН «Национальный проект НАУКА: механизмы, инструменты, реализация», на которой состоялось обсуждение ключевых целей и задач нацпроекта «Наука» в четырех тематических группах.

В работе групп участвовали заместители Министра науки и высшего образования РФ С.В. Кузьмин и А.В. Степанов, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Е.Г. Бабелюк, руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в зоне деятельности Сибирского территориального управления Минобрнауки России.

Известно, что нацпроект «Наука» рассчитан на шесть лет (2019–2024) и включает три федеральных проекта:
А) Развитие научной и научно-производственной кооперации;
Б) Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации;
В) Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок.

Поэтому были сформированы четыре группы: «Приоритеты стратегии научно-технологического развития», «Научно-образовательные центры мирового уровня - НОЦ». Достижение целей национального проекта на уровне организаций», «Кадры».

«Мы сейчас находимся на старте реализации нацпроектов. Хотим получить вашу обратную связь, чтобы сформировать более взвешенные и правильные решения, которые позволят добиться серьезных результатов», - обозначил основную задачу стратегической сессии глава Минобрнауки России Михаил Котюков.

1. В группе «Приоритеты стратегии научно-технологического развития» участники обсуждали «большие научно-технологические задачи» и ожидаемые результаты от их решения, преимуществах Сибири в реализации мероприятий нацпроекта и организации управления исследованиями в регионе. Приоритеты СНТР должны отвечать большим вызовам в соответствии со стратегией НТР. Вспомнили про треугольник Лаврентьева – (образование - наука - внедрение). Упор делался на проект Академгородок 2.0, увязанный с развитием СФО. Обращалось внимание на взаимодействие институтов с предприятиями СФО. (дополнение Номоева А.В. было учтено в итоговых предложениях группы о необходимости формирования заявок на научные разработки от предприятий для институтов. Как это делается за рубежом, в экономически развитых странах).

Модератором Латышевым ставился вопрос: какая отдача в улучшении жизни людей будет от реализации предлагаемых проектов? По нашей инициативе (Бурятия, Забайкалье) включили предложения по пространственным исследованиям не только в СФО, но и в приграничных территориях.

Большие вызовы в соответствии со стратегией НТР:
а) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
б) демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;
в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;
г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе;
д) качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;
е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности;
ж) необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

2. Задачи объединения усилий науки, образования и индустриальных партнеров, необходимое участие региональных органов власти и имеющихся у них инструментах для поддержки формирования НОЦ, а также конкурентные преимущества Сибири обсуждались в рамках группы «Научно-образовательные центры мирового уровня». Речь шла не только об интеграции сильных вузов и сильных научных институтов. Обязательное условием разработки новых технологий было участие в нем российских компаний.

3. Участники рабочей группы «Достижение целей национального проекта на уровне организаций» провели обсуждение вопросов обеспечения целевых показателей нацпроектов до уровня организаций, необходимых для этого экономических механизмах мотивации, организационных новациях для обеспечения достижения целевых показателей.

4. В рамках рабочей группы «Кадры» руководители научных и образовательных организаций обменялись мнениями о том, каким требованиям должен отвечать преподаватель и исследователь для достижения целей национального проекта «Наука», как организовать их подготовку или переподготовку, а также о требованиях к менеджменту образовательной и исследовательской организации в условиях реализации нацпроектов.

Министр провел с руководителями подведомственных организаций итоговое пленарное заседание, в котором приняли участие заместители Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, Алексей Медведев и Александр Степанов, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Екатерина Бабелюк, директор Департамента координации деятельности научных организаций Кира Швед и заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Ирина Чугуева.

От каждой рабочей группы были представлены итоговые доклады, содержащие предложения по формированию в Сибирском макрорегионе НОЦ мирового уровня, привлечению иностранных исследователей и созданию благоприятного климата для инвестиций, подготовке нового поколения ученых и управленцев-отраслевиков.

Конкретные предложения от рабочих групп:

1. Дать поручения аппарату Министерства составить дорожную карту по рекомендациям рабочих групп.
2. Увязать дорожную карту с проектами Академгородок 2.0, планами регионального развития.
3. Предусмотреть систему региональных льгот по закреплению кадров.
4. Разработать системы мотивирования работников к достижениям в научной и образовательной деятельности.
5. Вопросы обновления материально-технической базы. Возможность заявки на оборудование напрямую с поставщиками.
6. Эффективность работы диссертационных советов. Завышенные требования к членам диссертационных советов.
7. Кадры: проблемы аспирантуры: повышение научности аспирантуры.
8. Интенсификация научных исследований в международных проектах, организация конкурсов грантов РФФИ на работу за рубежом.

На итоговом заседании также прозвучало, что руководители организаций хорошо знают и понимают все слабые точки научно-образовательного кластера в регионе и многие общесистемные проблемы.

Анализируя результаты стратегической сессии, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин отметил высокий интерес к вопросу количества научных публикаций как критерия эффективности. «Все сразу ушли в плоскость обсуждения публикационной активности: как это правильно или не правильно. Но хочется развернуть коллег и в другую сторону – показатель ВЗИР (внутренние затраты на исследования и разработки). Я бы хотел напомнить ключевые цифры: бюджетная составляющая в подведомственных организациях составляет 63%, а 37% - это внебюджетная компонента. Но это квазивнебюджетная составляющая, большей частью которой являются конкурсные деньги от РНФ, от РФФИ. Фактически мы имеем ситуацию, когда отрасль работает сама в себе, не ориентируясь на интересы экономики. Единичны пока успешные примеры, позволяющие выстраивать комплексные программы, когда мы видим заказчика, интересы заказчика, можем реализовать его задачи», - сказал Сергей Кузьмин.

В своем выступлении заместитель Министра Алексей Медведев обратил внимание коллег на задачи модернизации не только с точки зрения содержания, но и организационно-управленческой составляющей научно-образовательной деятельности. «В ходе обсуждения мы наметили некоторые подходы, которые затрагивают существенную трансформацию изменения стиля организации управления в образовательных и научных организациях», - сказал Алексей Медведев, предположив, что те инициативы и подходы, с которыми выступали участники стратегической сессии, позволяют надеяться, что в регионах будут созданы эффективные НОЦ мирового уровня.

«Можно выделить группу специалистов, способных доработать все те предложения, которые прозвучали в ходе нашей сессии, и подготовить план мероприятий по развитию кадрового потенциала», - сообщил о результатах работы группы «Кадры» заместитель Министра Александр Степанов.

Итоги стратегической сессии подвел Михаил Котюков. Министр поблагодарил участников за содержательные доклады и перспективные предложения, которые могут стать основой для принятия решений, подчеркнув при этом практический характер стоящих перед отраслью задач. «Не надо ждать, что кто-то какую-то схему сейчас напишет, нам сверху её спустит, а мы её выполним. Нам вместе её нужно смоделировать и вместе реализовать», - подчеркнул Министр.

По словам Михаила Котюкова, у Сибири есть ярко выраженная специфика и уникальный опыт, которые необходимо использовать в рамках реализации нацпроекта. «Понимая, что в Сибири лучше ситуация обстоит, чем во многих других регионах, с точки зрения интеграции науки, образования и индустриальных партнёров, надо этот задел превратить в первые практически значимые результаты. Мы с вами вряд ли можем стать для кого-то промышленными партнёрами, это не наша специфика. А вот интеллектуальными партнёрами – точно можем стать и должны взять на себя ведущую роль», - обозначил задачу подведомственным организациям Михаил Котюков.

Министр призвал также участников встречи не ограничиваться процессами обсуждения и планирования, а переходить к практической реализации задач наступившего 6-летнего цикла:

- Войти в пятерку ведущих стран мира по приоритетным для страны областям науки;

- Сделать привлекательной работу в России для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

- Обеспечить опережающий рост внутренних затрат на научные исследования по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.



RAN SO RAN RFFI МОиН RSF HBC Sib-Science News